"Весьма странное впечатление производит отсутствие в списке Ч. Эдсона именно тех источников, которые вышли из-под пера современников державы Селевкидов, – “Истории” Полибия (середина II в. до н.э.) и первых двух Книг Маккавеев (вторая по-ловина II – начало I в. до н.э.) [Брагинская, Шмаина-Великанова, 2014, с. 47]. Полибий воспринимает великие эллинистические державы как территориальные царства, каж-дое из которых именуется по своей главной области. Поэтому Селевкиды в его труде – только цари Сирии (Polyb. V.34.6; X.40.7; XXVIII.1.3, 20.6; Fr. 154). Соответственно государство Селевкидов именуется “сирийским царством” или Сирией (Polyb. II.71.4; III.5.3; IV.2.7, 48.5; XXXI.11.1, 12.9; XXXIX.19.5), их подданные, как и солдаты селев-кидской армии (Polyb. V.85.10; X.30.8), – сирийцами (Polyb. XXXI.20.5; XXXIII.19). Только однажды, при описании парада, устроенного Антиохом IV в Дафне, Полибий упоминает в числе воинов и македонян (Polyb. XXXI.3.5).Авторы Первой и Второй Книг Маккавеев называют государство Селевкидов “цар-ством эллинов” (I Macc. 1.10) или “царством Азии” (I Macc. 11.13, 12.39, 13.32). Хотя Александр Великий всегда именуется македонянином (I Macc. 1.1, 6.2), к Селевкидам данный апеллятив никогда не применяется: они – цари Азии (I Macc. 8.6; II Macc. 3.3) или Сирии (I Macc. 11.2). Соответственно селевкидская армия – “сирийское вой-ско” (I Macc. 7.39, 11.60), а селевкидский полководец – “сирийский военачальник” (I Macc. 3.13). Единственное упоминание о македонянах в державе Селевкидов относится только к селевкидским воинам (II Macc. 8.20). ..
Не более убедительным является и тезис о существовании в военных поселениях и полисах государства Селевкидов этнической сегрегации9 [Смирнов, 2014(1), с. 326– 327; Смирнов, 2014(2), с. 157] или даже “апартеида” в Вавилоне [Van der Spek, 2009, p. 107]. Во-первых, пространственная сегрегация существовала внутри самих греко-македонян. Об этом свидетельствует последовательно проводившееся в селевкидских городах обособление цитадели или дворца от кварталов простых горожан [Kosmin, 2014, p. 200–203]. Во-вторых, вырытая усилиями ряда исследователей пропасть между эллинами и варварами на самом деле была не столь уж непроходима. Это доказывается широким распространением практики межэтнических браков и появлением носителей греческих имен в восточной языковой среде [Балахванцев, 2014(1), с. 311–312; Балахванцев, 2014(2), с. 93].О повседневных контактах между эллинскими переселенцами и жителями Востока говорит, в частности, и влияние, оказанное греческой керамикой на формирование среднеазиатского керамического комплекса эпохи эллинизма [Болелов, 2014, с. 65] (с предшествующей литературой). Наконец, следует еще раз подчеркнуть значение проникновения представителей народов Востока не просто за стены эллинского горо-да, но и в состав гражданского коллектива [Балахванцев, 2014(1), с. 308–309; Смирнов, 2014(2), с. 159]. Так, в I в. н.э. три квартала Антиохии – бывшей столицы державы Селевкидов – носили иранские имена (SEG XXXV, 1483) по своим первоначальным владельцам [Feissel, 1985, p. 100–102; Kosmin, 2014, p. 206]. Среди них особый инте- рес вызывает гимнасиарх Фарнак, который не просто стал жителем столичного города10, но получил гражданские права и даже занял одну из наиболее важных городских должностей, связанную с воспитанием юношества в эллинском духе [Кошеленко, 1979, с. 290].Таким образом, имеющиеся данные показывают, что этническое и социаль-ное деление в селевкидском обществе не совпадали, а составлявшие его классы были по своему составу полиэтничны. Все это не позволяет считать греко-ма-кедонян господствующим общественным классом, а также использовать само понятие “доминирующий этнокласс” при изучении социальной структуры державы Селевкидов".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кроме того, его же статья о находке изображения селевкидского якоря на городище Старая Ниса:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь