Сообщество Империал: Europa Barbarorum мелким напильником - Сообщество Империал


pitbull

Europa Barbarorum мелким напильником

Допиливаем мод, не порушив оригинальный баланс
Тема создана: 21 февраля 2024, 18:00 · Автор: pitbull

 30 708
 2 
 pitbull
  • Imp
Imperial
Форумчанин

Дата: 21 февраля 2024, 18:00

Imp


За 10 с лишним лет, которые я знаком с этим замечательным модом, вышло несколько саб-модов, среди которых, вероятно, самой глобальной конверсией является Дарк-мод.
Там многое изменено в лучшую сторону, много отличных идей реализовано, на мой взгляд, НО...

Но это всё - очень далеко от оригинальной задумки и оригинального баланса мода, в котором и своя (весьма интересная) экономическая модель, и своя (тоже неплохая в целом) боевка.

А хочется играть именно в оригинал мода, и незначительные правки не должны менять общей картины, лишь дополняя баланс и делая игру более насыщенной и реалистичной.

В частности, что предполагается допилить мелким напильником и кое-где ошкурить:

1. Прежде всего, необходимо слегка переделать страткарту. И это самый сложный для меня момент, поскольку в этой области я совершенно не разбираюсь, но попробую научиться.
В первую очередь, нужно исправить ситуацию с лесами на страткарте. Их необоснованно много :0142: Я воевал в ЕВ везде, от степей до гор, и везде буйные заросли, которых там быть не должно в принципе. Леса, достаточно густые, должны быть в предгорьях, на северо-востоке Галлии, в Германии, Балтике, Британии и по большому счету всё. В остальных регионах лишь редкие островки и лес в горах, всё остальное давно свели люди в ходе своей цивилизационной деятельности.
Готов принять любую помощь в работе с картой. Если кто-то может поработать профессионально - можем обсудить работу на возмездной основе.
Кроме лесов нужно заменить текстуры страткарты на более яркие. ЕВ это античность, и если в лесах Балтии серые тона соответствуют общему цивилизационному уровню развития, то в центральных регионах всё выглядит излишне мрачно и серо (на карте стратегии, на тактике всё отлично).

2. Боевка - в целом оригинальная боевка вполне адекватная, за несколькими моментами.
Метательное оружие, дротики и прочие пилумы, необоснованно ослаблены. Тогда как метательный бой в тот период был едва ли не основным, и непосредственно рукопашная схватка длилась недолго. Этот момент будет поправлен, метательное оружие усилено. Слаженный залп пилумов целого легиона должен рушить ряды противника и мораль, а не вызывать гомерический хохот варваров.
Тогда как стрелковое оружие (луки, пращи) наоборот, в моде переоценено. По этому поводу давно был разговор и точка зрения Desperado мне представляется наиболее верной: в античной Европе стрелковое оружие не играло решающей роли. Ситуация меняется с приходом Саков и Юэчжей, имеющих сложносоставные композитные луки. Для них будет повышенная дальность и урон, остальным стрельба и дальность будут пофиксены. Сила степной конницы - в её мобильности и неуловимости, а не в пулеметах за спиной.
Одновременно с этим будет снижена роль опыта. Сейчас отряд кочевников с серебряной лычкой - это терминатор :041:
Повышена роль щита и навыка защиты - гоплиты, построенные в фалангу (стена щитов) в городской тесноте продавить станет крайне сложно. Но в поле вполне удобно расстрелять их всевозможными метателями дротиков (что и происходило в реальности).
Варварам убран четкий строй, добавлены абилка "боевой клич" из ванилы, кое-кому выставлено построение "horde" - ну не скакали сарматы прямоугольниками, да и различные гаезиты-фанатики едва ли обращали на строй особое внимание. Также варварам будет серьёзно повышен натиск, с тем, чтобы первый их удар мог целиком опрокинуть войско нестойкого ополчения.
Всевозможные метатели, одновременно с усилением дротиков, получат ослабление в рукопашной. Более нельзя будет отрядом дешёвых застрельщиков остановить атаку тяжёлой конницы (но хорошая пехота вполне остановит, поэтому тактика ударил-отошел генералами не зарешает как раньше, нужно иметь качественное войско).
И, наконец, поправлены стоимость конницы и флота (последнему увеличен экипаж), для того, чтобы ИИ активнее использовал её. При этом у народов, традиционно предпочитающих конную тактику, численность конных отрядов будет существенно выше, что повлияет на геймплей.
В целом, баланс и длительность боя сохранятся, но роль различных отрядов станет более явной. Сильно возрастёт роль лёгкой метательной конницы, которая начнёт наносить ощутимый урон, но останется мобильной и уязвимой в ближнем бою.

3. Наконец, экономика.
В целом, всё остаётся на своих местах. Будет увеличена лишь стоимость поздних зданий (существенно), взамен некоторым постройкам (поля, порты, торговые караваны) дан небольшой налоговый бонус. Это для того, чтобы захватив пару городов, игрок мог выйти из минуса и не рашить, дав ИИ время для развития.

Линейка бонусов от храмов будет полностью переделана. Сейчас храмы по своим атрибутам практически ничем не отличаются. Я хочу вернуть разнообразие ванильного Рима в этом плане, когда выбор того или иного храма сильно влиял на геймплей. Например, храмы на торговлю дают торговые и налоговые бонусы (ощутимые). Храмы на законность соответственно значительные бонусы к порядку (позволят создавать протяженные империи). Храмы воинской доблести - опыт вместо морали, которая не работает на двигле РТВ. Плюс храмы плодородия и тп со своими бонусами на рост населения и сельское хозяйство. В целом, роль выбора того или иного храма резко возрастает.
Также вырастет роль всевозможных увеселительных построек, но одновременно вырастет и цена постройки. Постройка театра в отдаленном греческом полисе должна стоить недешево, но и давать значительные бонусы к лояльности населения (раз уж культуру в РТВ не сделали).
Начальный рост экономики нивелируется удорожанием (значительным) поздних построек - будет куда вкладывать награбленное, демонстрируя величие своей цивилизации.

4. И, наконец, система трейтов. В ЕВ она интересная, но многие персонажи перегружены трейтами, которые почти ни на что не влияют. Попробую разобраться в этом аспекте в последнюю очередь, ничего не поломав. Буду рад любой помощи в этом деле.

Возможно, в процессе тюнинга появятся какие-то ещё идеи, но пока всё. Главное при этом максимально по возможности сохранить оригинальный вид мода, ценовую политику и т.д. :006:
     Vault_boy
    • Imp
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 15 марта 2025, 03:40

    вот что пишут - "Теперь эффект командных звезд - это вдохновение "усиление" для отрядов вокруг генерала в радиусе. Чем больше звезд , тем больше "усиление" и "радиус". Однако, и это важно: в EB существует множество черт, которые могут сделать гораздо больше, потому что черты действуют на *всю* армию независимо от качества вашего генерала.

    Быть во главе с 10-звездным генералом, когда люди к этому времени ели своих мертвых товарищей из-за голода (эффект отрицательных боевых черт), оказывает меньшее положительное влияние на мораль его солдат, чем перспектива иметь его и его лошадь на ужин (что компенсировало бы отрицательные черты, а также звезды ).

    На самом деле, в EB все дело в чертах."

    Звезды порезаны, игроку тяжело их заработать, у ИИ бонус к ним. Черты генерала важнее звезд.

    [-Добавлено к сообщению-]

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    Так же тут можно почитать ветку почти 20 летней давности :D
       pitbull
      • Imp
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 15 марта 2025, 03:58

      Vault_boy

      вот что пишут - "Теперь эффект командных звезд - это вдохновение "усиление" для отрядов вокруг генерала в радиусе. Чем больше звезд , тем больше "усиление" и "радиус". Однако, и это важно: в EB существует множество черт, которые могут сделать гораздо больше, потому что черты действуют на *всю* армию независимо от качества вашего генерала.

      Быть во главе с 10-звездным генералом, когда люди к этому времени ели своих мертвых товарищей из-за голода (эффект отрицательных боевых черт), оказывает меньшее положительное влияние на мораль его солдат, чем перспектива иметь его и его лошадь на ужин (что компенсировало бы отрицательные черты, а также звезды ).

      На самом деле, в EB все дело в чертах."

      Звезды порезаны, игроку тяжело их заработать, у ИИ бонус к ним. Черты генерала важнее звезд

      У меня вот нет чёткой уверенности, что бонусы трейтов полководцев в РТВ, на боевой дух, например, вообще работают на отряды.
      Про отсутствие этих бонусов от зданий мы уже вроде всё выяснили. Не работают. Боевой дух от храмов, например, не повышается. Я провёл пару тестов и убедился в этом абсолютно. Опыт работает, бонусы духа нет.
      Тем временем, в ЕВ эти бонусы к духу от зданий имеются. Стало быть, разрабы ЕВ об этом баге не знали и не приняли его в расчёт.
      Не знаю, работают ли трейты генерала на боевой дух, нужно проверять. Звезды на мораль отрядов влияют 100%.

      Что в ЕВ на развитие генералов влияют их врожденные качества (их 3), я в курсе. Но не задумывался, что это может влиять на получение/не получение звезд. Крч я этот момент упускал и не обращал внимания. Может и так, что не тех в великие полководцы выбирал. Хотя там и выбирать то особо не приходится, играешь с тем, что есть :017:

      !!!ps перетестил ещё раз (по десять раз) в кастоме поединки тяжкавы и пехоты на оригинальном EDU.

      Вывод: в оригинале ЕВ слишком порезаны кони.
      Только кони катафрактов, за счёт веса 7, что-то могут. Они ломают строй пехоты и, соответственно, рушат бонусы за наличие строя.
      При этом в рукопашной конница не может ничего вообще. Она сразу вязнет и сливается. Единственное применение - постоянно бить и отходить, и снова бить с разбегу.

      И вот всё это вообще ни разу не исторично. Никакая конница в античности в лоб строй регулярной пехоты не ломала. Никакая и нигде.
      И такого дикого чарджа (30) быть не может. И в рукопашной одоспешенный конник кое-что мог, а вот удара как рыцарь не мог, не было ни стремян, ни высоких сёдел.
      Савромат совершенно верно порезал в Дарк-моде вес коням. У меня нет его файла, но я знаю, что он это делал, чтобы конница не могла продавить фалангу.
      Исторически, никакие кони в лоб ни фалангу гоплитов, ни фалангу сариссофоров не пробивали.

      В итоге потюнил конницу ещё. Теперь хорошая тяжкава способна разбить отряд средней пехоты. Но крепкие копейщики её остановят.

      [-Добавлено к сообщению-]

      Vault_boy

      Так же тут можно почитать ветку почти 20 летней давности
      за ссылочку спасибо :046:
         Тварий фон Мелкатор
        • Imp
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 15 марта 2025, 06:10

        pitbull

        Где, в каком саб-моде к ЕВ была такая активность на море?

        В Дарк-моде?

        Именно. Там флотов как собак нерезанных. Скрины выкладывали, как их по 20 штук в заливах околачивается. Немудрено, коли ценник на них дешманский и народа на каждом кораблике увеличенное количество. Тоже перегиб, но с другой стороны проблема пустого моря решена.

        pitbull

        Вот пришёл один мелкий провокатор и посеял зёрна сомнений, всё ли я так делаю

        Ничего я не сеял, по крайней мере в мыслях такого не держал. ЕБОШЬ!

        pitbull

        Что в ЕВ на развитие генералов влияют их врожденные качества (их 3), я в курсе. Но не задумывался, что это может влиять на получение/не получение звезд. Крч я этот момент упускал и не обращал внимания. Может и так, что не тех в великие полководцы выбирал. Хотя там и выбирать то особо не приходится, играешь с тем, что есть

        Всего 8 врождённых типов характера, которые действительно сильно влияют на получение звезд и прочих значков (влияние и менеджмент). В ЕБ нет никаких багов со звездами, все предельно жизненно. Это в ванниле, к 25 годам, все поголовно "юлии цезари" и "александры македонские". А тут банальное "не дано" может поставить крест на карьере полководца.

        pitbull (14 марта 2025, 22:05):

        Тварий фон Мелкатор всегда было интересно - что за доспех у этих всадников, торакс с кольчужными длинными рукавами. И странного вида попона у коня (металл??).
        Просто интересно, чем руководствовался художник, когда рисовал это :)

        Вопрос их внешнего вида, Десперадо в свое время подымал. Типа внутриигровой эллинистический аналог катафрактов. Да выглядят странно, но иначе они в одну калитку будут сливать восточным телохранителям. У бактрийцев сделано интереснее, бодигарды меняют внешний вид в ходе реформы катафрактов.
           pitbull
          • Imp
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 15 марта 2025, 06:38

          Тварий фон Мелкатор

          Именно

          А Савромату как раз я в своё время намекнул, что ИИ нанимает по соотношению боевой ценности к цене.
          Но Дарк-мод почил, да и в цельном виде мне он не нравится, слишком много спорных решений.

          Тварий фон Мелкатор

          Тоже перегиб, но с другой стороны проблема пустого моря решена

          У меня транспортные лодки стоят копейки. Но плыть на них - до первого военного корабля, рискованно. Военные корабли уже стоят от 600 и до 4000.
          И главное, что ИИ не просто нанимает флот - этот флот работает, воюет, порты блокирует, десанты возит.

          Тварий фон Мелкатор

          А тут банальное "не дано" может поставить крест на карьере полководца

          Ну так себе реализм честно говоря. История знает достаточно людей, не сильно одаренных, но усердных. Если какому-либо занятию посвящать достаточно времени, результат так или иначе будет. С другой стороны, на голом таланте далеко тоже не уедешь, нельзя всё сводить только к нему.

          Тварий фон Мелкатор

          Да выглядят странно, но иначе они в одну калитку будут сливать восточным телохранителям

          Но в истории ведь не сливали? То есть либо все вообще в моде нарисованы неверно (перетяжелены), либо в реальности как в РТВ не воевали.
          Как бы там ни было, есть и другое решение. Вес конницы гетайров в descr_mount прописан отдельно. Стало быть, можно вполне присобачить другую модельку, в нормальном доспехе. Сделав юнит легче, мобильнее и выносливее. Не возьмет голой силой - возьмет тактикой.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь видел на днях очень хороших именно эллинистических гетайров, каноничных. Вообще вся конница именно у эллинов в ЕВ прямо так себе.
             Тварий фон Мелкатор
            • Imp
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 15 марта 2025, 07:30

            pitbull

            Ну так себе реализм честно говоря. История знает достаточно людей, не сильно одаренных, но усердных. Если какому-либо занятию посвящать достаточно времени, результат так или иначе будет. С другой стороны, на голом таланте далеко тоже не уедешь, нельзя всё сводить только к нему.

            Так и в ЕБ. Если ты будешь "тупого\смурного\больного" постоянно тыкать в битвы как того кота в его писюки, то он бедолага за счет твоего упорства, к 50 годам 3-5 звезд иметь будет. Другое дело что он великим 10-звездночным полководцем не станет.
            И наоборот, одаренного к битвам дядьку можно запросто сгноить в городе за счет бездействия. Он тупо сопьется или обожрется до одури. А то и еще хуже :0142:

            pitbull

            Сделав юнит легче, мобильнее и выносливее. Не возьмет голой силой - возьмет тактикой.

            А ИИ это поймет при авто-расчёте? Он тупо посчитает циферки, ага легче, ага слабее броня, и сольет его немытому сармату или парфянину.
               pitbull
              • Imp
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 15 марта 2025, 07:42

              Вспомнил про файлик наёмников, совсем про него позабыл.
              Наемников будет много, особенно в районе Карфагена. В основном иберы и кельты, много и разные, как правило с опытом. У Карфагена в игре денег больше всего - надеюсь, при угрозе начнёт массово наемников скупать и воевать ими. Да не луканской пехотой, как было раньше, а нормальными дружинами варваров, которые много чего могут противопоставить Риму.
              Другие широко распространенные наемники - греки. Эти расселились по всему Средиземноморью и предлагали свои услуги даже заклятым врагам своей родины. Греки одним словом.
              Из найма исчезает фаланга педзетайров. На востоке будет множество отрядов пеших лучников, в больших количествах, и легкая конница с дротиками.
              Конолуки сократят ареал своего появления, кроме непосредственно степи их нанять будет нельзя нигде.

              Возможно также пересмотрю пул найма казарм у Кафагена. Уберу оттуда всю позднюю сверхтяжелую неисторичную дичь, дав взамен относительно недорогих и боеспособных кельтов и иберов. По-хорошему, в этом хорошем "историческом" моде нужно у половины фракций позднюю элиту убирать из найма, поскольку таких отрядов в реальности не существовало и это клюква не меньше, чем легионеры серебряного щита у Селевкидов в ваниле.

              [-Добавлено к сообщению-]

              Тварий фон Мелкатор

              Если ты будешь "тупого\смурного\больного" постоянно тыкать в битвы как того кота в его писюки, то он бедолага за счет твоего упорства, к 50 годам 3-5 звезд иметь будет. Другое дело что он великим 10-звездночным полководцем не станет

              Я могу привести много примеров, когда упорные люди за счёт трудолюбия добивались большего, чем ленивые одаренные бездельники.
              Я, например :) Я мог бы добиться много, но я ленивый и люблю ничего не делать :030:

              Тварий фон Мелкатор

              А ИИ это поймет при авто-расчёте? Он тупо посчитает циферки, ага

              При расчёте автобоя роляет вот эта незаметная циферка: stat_health 1,1 #*
              Кроме того, по ходу игры и нужно, чтобы эллины постепенно сливались. Я постоянно держу в голове эту проблему, поскольку ИИ Птолемеев и Селевкидов сливаться и не думает.
                 pitbull
                • Imp
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 15 марта 2025, 15:28

                Решил опробовать способ, который позволит убрать проблему убер-лучников в лейте кампании без резки начальных статов стрельбы. В начале они совсем не велики, но лавинообразно растут с увеличением опыта, и это одна из главных проблем в ЕВ на мой взгляд, позволяющая игроку нагибать всё живое и ломающее весь баланс игры.
                Способ то элементарный, но обоюдоострый, он снижает и эффект для пехотных отрядов. Но только в части атаки/защиты, влияние на мораль остаётся прежним и это правильно.
                Вообщем нужно просто удвоить все статы в EDU.
                В сумме базовые соотношения не изменятся, но влияние опыта снизится ровно вдвое.
                Так, при начальной атаке лучников 4 (по дефолту в ЕВ) на опыте 4 (серебро) атака лучников становится 8, и луки начинают пробивать щиты/броню аки арбалеты. Что вкупе с дефолтной дальностью стрельбы (в районе 200 метров) ломает к чертям весь тщательно выверенный баланс в моде. При этом серебро за конолуков берётся очень быстро, за 4-5 битв против пехоты.
                Я не вижу другого способа решения этой проблемы, а она в ЕВ есть: кочевники под руководством игрока превращаются в машину смерти :facepalm: это не исторично абсолютно, и в плане геймплея отвратительно.
                Резать начальные статы тоже не выход, это дисбалансит начальных кочевников и они перестают теснить оседлых соседей, их просто задавят. Что тоже как бы не исторично.
                   pitbull
                  • Imp
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 15 марта 2025, 23:56

                  Слова Тварий фон Мелкатор относительно напильника и кучи стружки под ящиком с почти готовым саб-модом настолько глубоко запали мне в душу, что я вторую ночь не могу уснуть.

                  И ведь он кое в чем прав, зараза.
                  ЕВ пилили здесь (и, возможно, не только здесь) все кому ни лень, кто во что горазд. И каждый раз выходило что-то другое, совсем не похожее на оригинал.
                  Может, действительно, плюнуть на всё, прекратить заниматься ерундой и просто пойти поиграть кампанию...

                  Но. Есть такая вещь как задротство, и оно неистребимо :025: Здесь ведь главное не результат, а сам процесс :030:
                  А, поскольку я не пилю (вроде как) очередной саб-мод с кучей красивых юнитов, то что мешает лишних пару дней позадротить.

                  Касательно стратчасти в моде у меня сомнений не возникает, там всё лишнее снято очень аккуратно, а необходимое с точки зрения истории нанесено аккуратными мазками: ну не было среди наемников античности македонской фаланги педзетайров, она рекрутировалась только из коренного населения Македонии, и все попытки скопировать её лишь отдаленно напоминали оригинал, как и попытки скопировать римский легион (это как попытка сделать из обезьяны дельфина). А в Карфагене была куча наемников из Иберии, Галлии и Нумидии. И лучники македонскую фалангу с сариссами не секли как из пулеметов.

                  Но все-таки какой-то червячок сомнений внутри сидит и грызет, и касается он конкретно баланса тактики. У меня он немного, но другой. Где-то фаланга сильнее, где-то мечники кельтов мрут быстрее, чем это было раньше. Раз за разом запуская кампанию за Эдуев и начиная один и тот же бой убеждаюсь в этом - картинка боя ощутимо другая. Конница сильнее, пехота начинает бежать раньше, ненамного, но раньше, хотя и статы в целом те же, и мораль, но факт налицо. И да, это уже не оригинал, раз другой баланс в битве.

                  Вообщем я решил взять вместо драчёвого напильника мелкую наждачку и полировать прям совсем по чуть-чуть, до появления первой пыли :041: :facepalm:
                  Собственно, проблема только в летальности, которую я с завидным упорством маньяка пытаюсь искоренить. Она не нужна, это просто лишний множитель, скрытый от глаз игрока в описании юнита и вводит в заблуждение, нет наглядности параметров отрядов.

                  Поэтому я решил :facepalm: полностью заново пересчитать всех юнитов, буквально с калькулятором (заняться человеку нечем). Везде вся атака переводится с дробных скрытых чисел на понятные и наглядные. Благо, увеличение всех статов вдвое (на баланс это не влияет вообще) позволяет провести очень тонкую настройку и добиться максимального приближения к боевке оригинала.
                  От многих нововведений в боевку из Дарк-мода по трезвому взгляду отказываюсь либо урезаю некоторые его параметры. Они слишком меняют картинку боя.

                  Ведь лишняя стружка под верстаком ни к чему, а ЕВ должна играться и ощущаться максимально близко к оригиналу.
                  Да, этот мод задротский. Да, он очень медитативный. Да, в нем нет по 15 стеков на квадратный метр. Да, в нем не нужно играть в каток по карте. Нет, в нем нет цели побыстрее зарашить всех. И пускай он таким же останется, лишившись лишь явных багов и несоответствий истории.
                  Тварий фон Мелкатор, моё почтение, ты вернул меня в чувство всего одним постом (или мне так только кажется?) :025:
                     pitbull
                    • Imp
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 16 марта 2025, 00:12

                    И вот он результат, наглядно:

                    Спойлер (раскрыть)


                    Именно так должна выглядеть фаланга восточного ополчения с балансом боевки из оригинала с летальностью, пересчитанной в целые числа :046:

                    !!!ps единственное, что здесь отличается от оригинала (опять:036::facepalm::0142:) - это вес (что оправдано, с дефолтным весом фаланга глючит), параметр mount_effect (фаланга имеет хоть и небольшой, но бонус против конницы, слонов и колесниц - реализъм), параметр stat_health 1, 5 (отвечает за корректный автобой), параметры stat_charge_dist и stat_fire_delay (отвечают за адекватное поведение отряда в бою, точнее за его оценку ИИ). Ну и цена, она пересчитана по вышеуказанной формуле и стала несколько даже ниже, чем в оригинале мода (ненамного, 200 монет), но соответствует реальной боевой ценности юнита (ну, почти).
                    !!!ps увидев полученные числа атаки, я поразился, насколько беспомощную сделали фалангу авторы мода :0162: но что есть - либо мы шлифуем оригинал, либо пилим фрезой саб-мод.
                       Тварий фон Мелкатор
                      • Imp
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 16 марта 2025, 00:35

                      pitbull я изначально воспринял твою тему с напильником, как попытку вернутся в прошлое. И просто попиздеть c кем ни будь о тонкостях любимого мода.
                        Перевести Страницу
                        Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа
                        [Пока работает лишь авторизация в Google и Steam]

                        Сообщество ИмпериалRome: Total War Моды Rome: Total War Europa Barbarorum RTW Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        Условия · Ответственность · Визитка · 21 июн 2025, 02:31 · Зеркала: Org, Site, Ru · Счётчики